Ученикам 10 класса

Олимпиада по литературе  (задания и ответы)
Задание №1.   (6 баллов)
Соотнесите фамилии русских писателей с литературными местами, связанными с их жизнью и творчеством:
  А.С. Пушкин           Карабиха;
М.Ю. Лермонтов    Ясная Поляна;
Н.В.Гоголь               Тарханы;
Л.Н. Толстой            Михайловское;
Н.А. Некрасов         Спасское-Лутовиново
 И.С. Тургенев         Рим    
Задание №2. (8 баллов)
Герои русской литературы часто смотрят на звезды. Укажите авторов и произведения, откуда взяты следующие фрагменты.
А)…звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие,что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли илиза какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады,зажженные, по их мнению, только для того, чтобы освещать ихбитвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними,как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником!
Б)   Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне – дна.
В) Все осветилось. Метели как не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами. Мороз как бы потеплел. Толпы парубков и девушек показались с мешками. Песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие.
Г) И, надрываясь
      в метелях полуденной пыли,
      врывается к богу,
----боится, что опоздал,
----плачет,
----целует ему жилистую руку,
----просит -
----чтоб обязательно была звезда! -
----клянется -
----не перенесет эту беззвездную муку!                            

Задание №3.  (4 балла)
Выберите правильный ответ
1.Какой из приведенных эпитетов есть в «Слове о полку Игореве»?
А) ясные зори
Б) кровавые зори
В) алые зори
Г) румяные зори

2. В какой последовательности Чичиков, герой поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», посещал помещиков?
А) Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин
Б) Манилов, Собакевич, Плюшкин, Коробочка, Ноздрёв
В) Манилов, Ноздрёв, Собакевич, Коробочка, Плюшкин
Г) Коробочка, Манилов, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин
3. Укажите временные границы «серебряного века» русской поэзии.
А) начало 20 века
Б) конец 19 – начало 20 века
В) начало-середина 20 века
Г) конец 19 века

ОТВЕТЫ

Задание 1(6 баллов)
  А.С. Пушкин           Михайловское;
М.Ю. Лермонтов    Тарханы;
Н.В.Гоголь               Рим
Л.Н. Толстой            Ясная Поляна;
Н.А Некрасов.                           Карабиха;
И.С. Тургенев                 Спасское-Лутовиново                                                                    


Задание 2 (8 баллов)
1. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
2. М.В. Ломоносов «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» (1743)
3. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»
4. В.В.Маяковский «Послушайте!»
Задание 3 (4 балла)
1Б 2А 3Б 4В


Олимпиада по русскому языку 10 класс
Задания и ответы

1. (1 балл) Что объединяет этих знаменитых людей: Иоганна-Себастьяна Баха, Джона Рида, Жана-Батиста Мольера, Джованни Бокаччо, Яна Гуса, Ивана Сергеевича Тургенева, Вано Мурадели.
2. (2 балла) Известно, что аббревиатура SOS – это сигнал бедствия, который передаётся в эфир гибнущими морскими и воздушными судами. Из какого языка заимствовано это выражение и каков его точный перевод?
3. (5 баллов) Обозначьте  в транскрипции звуки, которые произносятся на месте подчеркнутых букв, в следующих словах. По каким словарям можно проверить правильность своего решения?
       Артерия, патент, пресса, шинель.
4. (13 баллов)Даны    примеры,     среди    которых    есть   случаи    морфологических       ошибок  (нарушений     норм    употребления     и  образования     форм    слов).  Определите  причину ошибки и укажите правильный вариант:
С пятидесяти рабочими, ситцевая простынь, положь на стол, много блюдцев  разбито,  люблю  пирожки  с  повидлой,  тапка  порвалась,  купить  подешевше,  в    шестистах  километрах  от  Омска,  поезжай  в  Петербург,  у  обоих  подруг, примерь пальто, ходить на босую ногу, известные профессоры. 
ОТВЕТЫ
1. Все эти люди — тёзки. Имена этих людей — вариаты произношения библейского (древнееврейского слова Яхве – Бог милует) на немецком, английском, французском, итальянском, чешском, русском, грузинском, белорусском языках,
2. Выражение SOS (save our souls) заимствовано из английского языка, является аббревиатурой и переводится: «Спасите наши души»
3. Количество баллов. 1. Транскрипция - 4 балла. 2. Тип словаря – 1 балл.
Ответ.
1. Ар[те]рия, па[т̓ е]нт, п[р̓ е]сса, ши[н̓ е]ль.
2. Орфоэпические словари.
4. С пятидесяти рабочими – с пятьюдесятью (ошибка в склонении числительного), 
ситцевая простынь – простыня (ошибка в использовании окончания Им.п. ед.ч.: 
нулевое окончание вместо -а)
положь на стол – положи (ошибка в образовании формы повел. накл. глагола)
много  блюдцев  разбито  –      блюдец  (ошибка  в  образовании  формы  Р.п.  мн.ч.  сущ.)
люблю пирожки с повидлой – с повидлом (ошибка в выборе рода сущ.), 
тапка порвалась – верный вариант, 
купить   подешевше   –      подешевле   (ошибка   в   образовании   формы   сравнит.  степени наречия)
в шестистах километрах от Омска – верный вариант, 
поезжай в Петербург – верный вариант, 
у обоих подруг – обеих (ошибка в употреблении формы рода числит.), 
примерь пальто – верный вариант, 
ходить на босую ногу – на босу ногу (ошибка в использовании полной формы 
прилаг. вместо краткой), 
известные  профессоры  –       профессора  (ошибка  в  образовании  формы  мн.ч., 
Им.п. сущ.)












Тема классного сочинения по творчеству А.Пушкина 
В чем смысл высказывания В.Г. Белинского: «Читая творения Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека»? (на примере 3-4 стихотворений)
                              Чувства добрые я лирой пробуждал...
                                                             А.С.Пушкин
                                            Примерный план сочинения.
1.Глубина и разнообразие пушкинской лирики
2.«Вечные темы»
тема свободы
- тема поэта и поэзии
философские проблемы
3. В поэзии Пушкина – «лелеющая душу гуманность» (В.Белинский). Оптимизм поэта.

ГОТОВИМСЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Схема анализа эпического произведения (рассказа, повести)
1. История создания произведения:
факты из биографии автора, связанные с созданием данного произведения;
·       связь произведения с исторической эпохой его создания;
·       место произведения в творчестве автора.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
3. Название произведения и его смысл.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
7. Система образов произведения:
·       персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные;
·       особенности имён и фамилий персонажей;
·       поступки персонажей и их мотивация;
·       предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа;
·       связь персонажа с общественным окружением;
·       отношение к герою произведения других персонажей;
·       самохарактеристика персонажей;
·       авторское отношение к персонажам и способы его выражения.
8. Композиция произведения:
·       деление текста произведения на части, смысл такого деления;
·       наличие прологов, эпилогов, посвящений и их смысл;
·       наличие вставных эпизодов и лирических отступлений и их смысл;
·       наличие эпиграфов и их смысл;
·       наличие лирических отступлений и их смысл.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
10. Особенности языка произведения.
11. Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?

 План анализа стихотворения
1. Элементы комментария к стихотворению: 
- Время (место) написания, история создания; 
- Жанровое своеобразие; 
- Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.); 
- Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки. 
2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя. 
3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения. 
4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы: 
- Композиционные решения; 
- Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования; 
- Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации; 
- Ритм, строфика, графика, их смысловая роль; 
- Мотивированность и точность использования выразительных средств. 
4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные - любые). 
5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения. 
6. Дополнительные (свободные) размышления. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий