Ученикам 10 класса

Тема классного сочинения по творчеству А.Пушкина 
В чем смысл высказывания В.Г. Белинского: «Читая творения Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека»? (на примере 3-4 стихотворений)
                              Чувства добрые я лирой пробуждал...
                                                             А.С.Пушкин
                                            Примерный план сочинения.
1.Глубина и разнообразие пушкинской лирики
2.«Вечные темы»
тема свободы
философские проблемы
- тема любви и дружбы
3. В поэзии Пушкина – «лелеющая душу гуманность» (В.Белинский). Оптимизм поэта.

ГОТОВИМСЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Схема анализа эпического произведения (рассказа, повести)
1. История создания произведения:
факты из биографии автора, связанные с созданием данного произведения;
·       связь произведения с исторической эпохой его создания;
·       место произведения в творчестве автора.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
3. Название произведения и его смысл.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
7. Система образов произведения:
·       персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные;
·       особенности имён и фамилий персонажей;
·       поступки персонажей и их мотивация;
·       предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа;
·       связь персонажа с общественным окружением;
·       отношение к герою произведения других персонажей;
·       самохарактеристика персонажей;
·       авторское отношение к персонажам и способы его выражения.
8. Композиция произведения:
·       деление текста произведения на части, смысл такого деления;
·       наличие прологов, эпилогов, посвящений и их смысл;
·       наличие вставных эпизодов и лирических отступлений и их смысл;
·       наличие эпиграфов и их смысл;
·       наличие лирических отступлений и их смысл.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
10. Особенности языка произведения.
11. Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?

 План анализа стихотворения
1. Элементы комментария к стихотворению: 
- Время (место) написания, история создания; 
- Жанровое своеобразие; 
- Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.); 
- Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки. 
2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя. 
3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения. 
4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы: 
- Композиционные решения; 
- Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования; 
- Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации; 
- Ритм, строфика, графика, их смысловая роль; 
- Мотивированность и точность использования выразительных средств. 
4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные - любые). 
5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения. 
6. Дополнительные (свободные) размышления. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий