Ученикам 11 класса

11 класс     Контрольная работа №1    ЛЕКСИКА

(1)Миражи – удивительные оптические обманы, возникающие в пустыне, – не игра воображения: их можно запечатлеть фотоаппаратом или видеокамерой. (2)Эти оптические обманы возникают потому, что в пустыне перегретый воздух может преломлять солнечные лучи особым образом. (3)<…> путешественники видят мерцающую впереди воду, а на самом деле эта вода – искажённое отражение неба в нижнем слое горячего воздуха.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
                 1) Миражи невозможно запечатлеть фотоаппаратом или видеокамерой, потому что это игра воображения, оптический обман.
                 2) Чаще всего путешественники видят в пустыне мерцающую впереди воду, которая является искажённым отражением неба в нижнем слое горячего воздуха.
                 3) Миражи – оптические обманы, возникающие в пустыне, – являются результатом особого преломления солнечных лучей перегретым воздухом.
                 4) В пустыне перегретый воздух может преломлять солнечные лучи особым образом, в результате чего возникают оптические обманы, именуемые миражами.
                 5) Оптические обманы – миражи – возникают в результате преломления перегретого воздуха.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Наоборот,
Однако
Так как
Например,
Несмотря на это,

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова НИЖНИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено  в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

НИЖНИЙ, -яя, -ее.

                 1) Расположенный внизу. Нижняя ступенька.
                 2) Расположенный близко к устью, к низменным местам. Нижнее течение реки.
                 3) Об одежде: носимый под платьем или непосредственно на теле. Нижнее бельё.
                 4) Образующий низший предел диапазона голоса или инструмента (спец.). Н. регистр.

(1)Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков прошлых: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского. (2)Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли.
(3)А что до «деградации», «ослабления», а то и непременной «гибели» русского языка, литературы – это не более чем гипербола, основанная довольно часто на искренней, естественной и понятной тревоге за судьбы своего народа, особенно во времена перемен, потрясений.
(4)Нынешние потрясения и глубокие перемены в России происходят, на мой взгляд, скорее в умах и душах людей. (5)Для русского же языка они мне представляются не очень значительными, если вспомнить такие испытания, как «монгольское нашествие» или петровское «окно в Европу».
(6)«Восточный ветер» да «западный ветер» приходят и уходят, не в силах пошатнуть укоренённое в веках и на широких просторах могучее древо русского языка, лишь освежая его, а значит, усиливая.
(7)В подобных случаях, испытаниях могучий океан великого языка  (и не только русского) своей несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и неустанной работой огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным нуждам, окропит живыми ключами родной земли, принимая в народную речь, письменность, художественную литературу. (8)Так было. (9)Видимо, так и будет. (10)Двести тысяч слов одного лишь словаря В.И. Даля – разве не океан? (11)Чужое перетрёт, перемелет, а грязное с пеною выбросит. (12)Рядовой, нынешний, орфографический словарь, и тот – сто тысяч слов, каждое из которых – не старая плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром из неё черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно. (13)Русский язык не только живёт, но животворит! (14)Одно из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. (15)Укорам да упрёкам не внемлют. (16)Главное для них – прибыль.
(17)На этой же земле, сохраняя воды живые, ребятишки-школьники хуторов Малоголубинского, Пятницкого и других, конечно же с учителями, земные родники да ключи берегут, чистят их. (18)Каждому – своё.
(19)То же – в нашей литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на состояние русского языка. (20)Тут дело в совести и, главное, в таланте. (21)Толстой, Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка. (22)У них это получалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от которой приняли великий дар и достойно им распорядились. (23)Вот и всё объяснение. (24)Для меня лично оно основательно. (25)В меру сил и возможностей следую ему, понимая малую свою силу. (26)Но ведь на хуторе Малоголубинском родники расчищают вовсе малые ребятишки, из начальной школы. (27)Эти родники да ключи текут помаленьку, оживляя речки Малую Голубую, Ростошь, Еруслань, а далее –Дон, его могучие воды.
(По Б.П. Екимову*)

*Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) – российский прозаик и публицист.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
                 1) Перемены, происходящие в русском языке, способны, без преувеличения, погубить его.
                 2) Язык принимает заимствованные слова в народную речь, отшлифовывая их.
                 3) Создавая свои произведения, писатели-классики ставили перед собой цель охранять русский язык.
                 4) Действия людей по очистке родников и ключей сродни действиям писателей по сохранению родного языка.
                 5) Расчищая родники на Малоголубинском хуторе, школьники тем самым способствовали очистке вод Дона.
Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

                 1) В предложениях 1–2 представлено описание.
                 2) В предложениях 4–5 представлено рассуждение.
                 3) В предложениях 12–13 представлено повествование.
                 4) Предложение 16 объясняет содержание предложений 14–15.
                 5) Предложения 21–22 иллюстрируют тезисы, выдвинутые  в предложениях 19–20.

Из предложений 1–2 выпишите синонимы (синонимическую пару).

Среди предложений 17–25 найдите такое, которое связано с предыдущим
с помощью личного и указательного местоимений. Напишите номер этого предложения.

«О русском языке Б.П. Екимов рассказывает очень образно, красочно. Эмоциональный тон его рассуждений задают троп – (А)__________ (например, в предложении 6), а также приём – (Б)__________ («не старая плесень, а живая речь» в предложении 12). Говоря об изменениях в родном языке, автор пытается как можно точнее передать их суть, в чём ему помогает лексическое средство – (В)__________ («перемен, потрясений» в предложении 3, «огранит, отшлифует» в предложении 7). Однако судьба русского языка не вызывает у автора беспокойства, именно поэтому он использует такой приём, как (Г)__________ («конечно же» в предложениях 14, 17, 19)».
               
Список терминов:
1) цитирование
2)восклицательные предложения
3) лексический повтор
4) противопоставление
5) анафора
6) развёрнутая метафора
7) парцелляция
8) разговорные слова

9) контекстные синонимы






ГОТОВИМСЯ к ЕГЭ по литературе

Материалы для подготовки можно найти по этому адресу
http://5litra.ru/ege.html






11 класс ПРОИЗВЕДЕНИЯ  ДЛЯ  ЗАУЧИВАНИЯ  НАИЗУСТЬ

  1. Одно из стихотворений В. Брюсова («Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны»)
  2. Одно  стихотворение К. Бальмонта«Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…») или Андрея Белого («Раздумье», «Русь», «Родине»)
3.      Одно стихотворение Н. Гумилёва. («Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны», «Слово»)
4.      Отрывок из поэмы А. Блока «Двенадцать» (1 глава)
5.      Одно стихотворение С. Есенина («Спит ко­выль. Равнина дорогая...», «Сорокоуст»(гл.3) «Русь советская»( от слов «Вот так страна!  до конца), «Собаке Качалова»)
6.      Отрывок из стихотворения В. Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии» (от слов «Поэзия – вся езда в незнаемое… до слов «Конечно, различны…)

  1. Одно стихотворение А. Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить …», Творчество («Бывает так: какая-то истома…»), отрывок из поэмы «Реквием» (Эпилог гл.2). 




Литература для летнего чтения
 11 класс

Бунин И. Антоновские яблоки. Господин из Сан-Франциско. Чистый понедельник.
Куприн А. Олеся. Гранатовый браслет.
Горький М. На дне.
Булгаков М. Мастер и Маргарита.
Платонов А. Котлован.
Шолохов М. Донские рассказы. Тихий Дон.
Шаламов В. Колымские рассказы.
Солженицын А. Один день Ивана Денисовича.
Бондарев Ю. Берег.
Распутин В. Живи и помни. Прощание с Матёрой.
Астафьев В.Царь-рыба.
Быков В. Сотников

 Русская поэзия II половины XIX века
Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, А.К.Толстой

Виды зачётных работ
1. Выразительное чтение и анализ стихотворения.
2. Наизусть 2 миниатюры Ф.И. Тютчева и 1 стихотворение А.А. Фета (20 строк).
3. Поэтическая тетрадь (9-10 стихотворений Ф. Тютчева. А. Фета, А.К. Толстого с 1-2 фактами из биографии и творчества каждого поэта , можно яркие высказывания о поэте)
Тетрадь оформляется красочно в рукописном или печатном виде, в любом формате, её материалы будут озвучены на зачетном уроке)

Список стихов для чтения на уроке и дома 

Фёдор Тютчев
Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ноч­ное...», «Природа — сфинкс...»
«Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...» (выучить наизусть)
«О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»)

Афанасий Фет (наизусть 1 стихотворение    16-20 строк)
«Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Певице»

Алексей Константинович Толстой

«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...»



М.Ю.Лермонтов
Стихи для заучивания наизусть (не менее 20 строк)

Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»)
«Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Завещание»
«Как часто, пестрою толпою окру­жен...», «Выхожу один я на дорогу...»
"Я не унижусь пред тобою"
Тема сочинения
Анализ одного стихотворения (по выбору учителя)




А.С.Пушкин
Стихи для заучивания наизусть
Разговор книгопродавца с поэтом 
Поэт  1826
Поэту 1830

Брожу ли я вдоль улиц шумных… 1829
Вновь я посетил…1835
Из Пиндемонти
Отцы-пустынники и жёны непорочны 1836

Тема сочинения
В чем смысл высказывания В.Г. Белинского: «Читая творения Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека»? (на примере 2-3 стихотворений)

                                            Примерный план сочинения.

1.Глубина и разнообразие пушкинской лирики

2.«Вечные темы»

- тема свободы, поэта и поэзии

- философские проблемы

- тема любви и дружбы

3. В поэзии Пушкина – «лелеющая душу гуманность» (В.Белинский). Оптимизм поэта.


Список литературы, обязательной для чтения в 10 классе!!
Спешите читать!!!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ 10 КЛАСС

  1. Николай Васильевич Гоголь Петербургские повести
  2. ( «Невский проспект», «Портрет»)
  3. Иван Александрович Гончаров. Обломов
  4. Александр Николаевич Островский. Гроза
  5. Иван Сергеевич Тургенев. Отцы и дети
  6. Николай Алексеевич Некрасов. Кому на Руси жить хорошо
  7. Лев Николаевич Толстой. Севастопольские рассказы. Война и мир
  8. Федор Михайлович Достоевский. Преступление и наказание
  9. Николай Семенович Лесков. Очарованный странник
  10. Антон Павлович Чехов. Рассказы Человек в футляре, Ионыч, Дом с мезонином, Студент, Дама с собачкой, Случай из практики, Черный монах, пьеса Вишневый сад

Комментариев нет:

Отправить комментарий